Устройство железной дороги
Железная дорога является одним из самых популярных видов транспорта. Чем более велико расстояние между начальной и конечной точкой следования грузов, тем больше причин выбрать железнодорожный транспорт для их перевозки.
Преимущества жд-транспортировки:
- регулярность и надежность;
- большая провозная возможность;
- отсутствие зависимости от погоды;
- низкая цена;
- простота погрузки-разгрузки.
Являясь многоотраслевым хозяйством, железная дорога имеет сложное устройство с большим количеством узлов. Сооружения и устройства железных дорог включают в себя путевое хозяйство, водоотводные сооружения, устройства электроснабжения, связи, ремонта и другие.
Железнодорожный путь и путевое хозяйство
Железнодорожный путь - это инженерное сооружение, способное пропускать поезда с определенной скоростью. Оно включает в себя рельсы, шпалы, их соединения, а также земляное полотно, трубы и тоннели. Исправное состояние пути не должно зависеть от погодных условий и нагрузок. Чтобы обеспечить безопасность движения, путь регулярно и тщательно проверяют, обеспечивая своевременное выявление неполадок при помощи дефектоскопных устройств.
Путевое хозяйство — это комплекс предприятий, механизмов и машин, который обеспечивает работу железнодорожного пути и его надлежащий ремонт. Требования к путям предъявляются все более высокие, а значит, и мероприятия по содержанию путевого хозяйства должны постоянно совершенствоваться и становиться эффективнее.
Устройства водоотвода на железной дороге
Переувлажнение грунта способно испортить жд-полотно, нарушив его целостность и уменьшив сопротивление сдвигу. Чтобы защитить его от размытия подземными и поверхностными водами, проектируют специальные водоотводные устройства и сооружения на железной дороге, которые помогают исключить возможность застоя влаги.
Водоотводы могут быть поперечными и продольными и представлять собой:
- водоотводные канавы;
- водоотводные лотки.
Трапецевидные по форме канавы проектируются укрепленными, их легко ремонтировать и содержать. Прямоугольные, полукруглые или треугольные лотки создают в случае повышенной неустойчивости грунта и в случае большой глубины канав.
Виды водоотводных лотков:
- каменные;
- бетонные;
- железобетонные.
Канавы и лотки могут быть дополнительно оснащены устройствами перепада и быстротока. Первые представляют собой ряд последовательных уступов, позволяющих добиться значительно понижения уровня воды, а вторые справляются с той же задачей благодаря большому продольному уклону. Водобойные колодцы помогают укротить поток и проектируются на конце перепадов и быстротоков. Устройство железной дороги также включает в себя системы дренажа, штольни и дренажные галереи, позволяющие избежать скапливания воды под землей - их устанавливают в особенно водонасыщенных почвах.
Отвод воды на станциях представляет собой важный элемент водоотводных железнодорожных сооружений. Здесь речь идет об обеспечении надежности не только полотна, но и всех станционных механизмов.
Электроснабжение на железной дороге
Система устройства электроснабжения железных дорог состоит из двух частей:
- внешняя;
- тяговая.
Первая включает в себя электростанции, трансформаторные станции и линии электропередач. Вторая — тяговые подстанции и электротяговую сеть. В основном энергия идет на обеспечение следования поездов, а также на питание станций и депо. Но к системе могут быть подключены и расположенные вблизи предприятия и населенные пункты. Чтобы обеспечить бесперебойность, железную дорогу обычно подключают к двум и более независимым источникам.
Сигнализация и связь на железной дороге
Устройство жд включает в себя системы сигнализации и связи, которые служат для обеспечения безопасности на железной дороге, а также четкой организации движения поездного состава.
Сигналы бывают двух видов:
- видимые;
- звуковые.
Первые выражаются цветом и числом сигнальных показаний и могут быть переданы на более дальнее расстояние, чем вторые.
Существует несколько видов железнодорожной связи.
- Поездная диспетчерская обеспечивает движение поездов в соответствии с графиком, связывая поездных диспетчеров со станционными дежурными, операторами и энергодиспетчерами.
- Вагонораспорядительная служит для определения погрузочных возможностей станции, по ней вагонный диспетчер ведет переговоры со станциями.
- Магистральная связывает управления железных дорог между собой и с министерством.
На железнодорожных станциях используются следующие виды связи:
- диспетчерская;
- информационная;
- стрелочная;
- местная станционная;
- перегонная;
- радиосвязь.
Все устройства и сооружения железной дороги призваны выполнять одну главную задачу. Она состоит в обеспечении максимальной скорости перевозки и высокого уровня безопасности всей системы.