Тупиковые железнодорожные упоры
Тупиковые железнодорожные упоры – предохранительные приспособления, находящиеся на концах путей для предотвращения схождения движущегося состава. Если машинист не начинает своевременное торможение, упор тупиковый рельсовый берет на себя удар поезда и останавливает его. Эти препятствия также гарантируют безопасность пешеходов, автотранспорта, сооружений, строений и вагонов, располагающихся в конце пути. Обычно упоры устанавливают в 4-8 метрах от тупика, чтобы вагон успел остановиться в случае, если вскочит на упор.
ВИДЫ ТУПИКОВЫХ УПОРОВ
Упор тупиковый рельсовый в случае аварийного торможения передает удар от состава на грунт. Конструкция его бывает следующих видов:
- Бетонная.
- Деревянная (поворотные брусья).
- Земляная (песчаная подушка).
- Металлическая.
Металлические тупиковые железнодорожные упоры крепятся к рельсам при помощи болтов и зажимов. Конструкция предполагает 2 наклоненных вперед тяжа, держащих нагрузку на растяжение, и 2 подкоса, работающих на сжатие. Чтобы защитить полотно от вспучивания, его укрепляют в нужных местах тягами, дополнительными короткими шпалами и рельсами.
Установка тупиковых упоров из дерева сейчас не осуществляется, однако можно встретить сохранившиеся упоры такой конструкции в небольшом количестве. Упор тупиковый рельсовый из бетона устанавливают на крупных станциях, он сделан из армированного материала и имеет соответствующую длину для формирования опорной площади нужного размера.
УСТРОЙСТВО ТУПИКОВЫХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ УПОРОВ
Установка тупиковых упоров делается с расчетом, чтобы принять удар состава на уровне автоматической сцепки – там, где конструкция вагонов имеет наибольшую прочность. Для товарных вагонов эта высота как правило чуть ниже, чем для вагонов пассажирских. Тупиковые железнодорожные упоры проектируют с учетом полной кинетической энергии поезда, а также факторов уклона и ветрового напора.
Хотя устройство тупиковых упоров рассчитано на безаварийную остановку идущих вагонов, в ряде случаев возможно повреждение груза и оборудования. Чтобы снизить вероятность подобного развития событий, в аварийных местах устанавливают специальные амортизаторы, имеющие резиновую прокладку и многовитковую стальную пружину, гасящую любые удары. В случае аварии амортизатор деформируется и частично погашает кинетическую энергию. Остаточная энергия гасится упором тупиковым рельсовым.
Тупиковые упоры производятся методом сварки, сверловки и резки рельсов с использованием подъемного оборудования. Вес изделия может составлять до тонны. В зависимости от того, каким является техническое и функциональное назначение конструкции, определяется его нормативная длина. Установка тупиковых упоров предусматривает также сооружение песчаной насыпи, выполняющей функцию подушки.
ТРЕБОВАНИЯ К ПРОИЗВОДСТВУ И УСТАНОВКЕ УПОРОВ
Материал для упоров должен соответствовать следующим требованиям:
- Очищен от загрязнений, коррозий и наплывов.
- Отсутствуют трещины, коробления и надрывы.
- Сваренные соединения должны соответствовать требованиям ГОСТа.
- Перед сваркой комплектующие должны быть выправленными и очищенными от заусенцев.
Упор тупиковый рельсовый подлежит обязательной проверке на испытаниях, в ходе которых измеряется затяжка болтов крепления, проверяется техническое состояние конструкции, фиксируется величина деформации.
ВАЖНОСТЬ ТУПИКОВЫХ УПОРОВ ДЛЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ
Упор является неотъемлемой частью железнодорожного полотна. В экстренных ситуациях эти железнодорожные конструкции незаменимы. При потере управления машинист направляет состав на предохранительный тупик, используя стрелочное переключение. Насыпь из гравия позволяет создать уклон путей назад, в обратную от движения сторону. Особенно важно устанавливать упоры на тупиках с пакгаузами, где проводятся погрузочно-разгрузочные работы и формируются сборные составы. Целесообразно также монтировать тупики на станциях, где организуется техническое обслуживание составов и локомотивов. Специальные предохранительные тупики устанавливают в отдалении от станций и обязательно оснащают упорами. Это обязательное условие безопасного движения составов.