Строительство железнодорожных путей, закладка земляного полотна
Особенности строительства земляных путей
Комплекс инженерных грунтовых сооружений, являющихся основанием для верхней части железнодорожного пути, называют земляным полотном. Оно служит для обеспечения выравнивания поверхности, где проложены рельсы, воспринимает нагрузку со стороны рельсошпальной решетки, подвижного состава, балласта.
Основные требования, предъявляемые к земляному полотну следующие:
- устойчивость, долговечность, надежность;
- организация устройств по своевременному отводу атмосферных осадков;
- минимизация расходов на прокладку полотна и дальнейшее его содержание.
Земляное полотно должно быть ремонтопригодным, связанным с притрассовой автомобильной дорогой и обеспечивать надежную и долгосрочную эксплуатацию, а также пропуск подвижного состава расчетной грузонапряженности и на минимальных скоростях движения.
Типы земляного полотна разделяют на: выемки, насыпи, полу выемки, полу насыпи, полу насыпи-полу выемки и нулевые места. Основными элементами такого полотна являются откосы, основание и основная площадка.
Для сбора (или отвода) воды от магистрали у насыпи устраивают продольные канавы, бермы или резервы (грунт из последних используют для возведения насыпи). Кроме того, для водоотвода (или сбора) у полотна делают выемки – кюветы, забанкетные канавы, кавальеры (в них складывают лишний грунт), нагорные канавы.
Высота (или глубина) насыпей или выемок составляет 1- 30 м. Если отметки больше, тогда строят виадуки или тоннели. В горных районах сооружают полу насыпи, полу выемки и полу насыпи-полу выемки. Причем на естественных грунтах размещают полу выемки, а на насыпных – основную площадку полунасыпи.
Поскольку обеспечить равную прочность под обеими рельсами в полу насыпях и полу выемках достаточно сложно, такое устройство земляного полотна делают крайне редко. Его (земляное полотно) делают по типовым, реже – по групповым или индивидуальным проектам. Групповые проекты выполняют, опираясь на нормативные документы, без инженерного обоснования в расчетах.
Строительство железнодорожных путей и земляные работы
При строительстве жд магистралей осуществляют следующие виды земляных работ: уплотнение (трамбовку), создание насыпей, устройство (на косогорах) полок, засыпку, осушение строящегося пути, нарезку выемкой и т.д.
В процессе работы используют тяжелую авто- и спецтехнику: катки, трамбовчные и виброударные машины, бульдозеры и т.д.)
Во время выполнения путевых работ производят верхнее строение жд. Сюда относится укладка рельсошпальной решетки. Хоппер-дозатор, перемещающийся по уложенной дороге, выгружает балласт, на который, собственно, и укладывается рельсошпальная решетка. Такая технология применяется при строительстве путей необщего пользования.
Сигнализация, централизация, блокировка (СЦБ) на ж/д магистралях
Устройства СЦБ регулируют движение подвижного состава на станциях и перегонах. Современные устройства СЦБ состоят из:
- АБ - автоблокировки;
- АЛС – автоматической локомотивной сигнализации на перегонах;
- ЭЦ – устройств электрической централизации на станциях.
- РПБ – релейной путевой блокировки, используемой на мало загруженных участках подъездного пути жд.
Приборы устройств сигнализации, блокировки и централизации состоят из такого оборудования: электрожезловой системы, путевой блокировки, централизации сигналов и стрелочных переводов, устройств телемеханики и автоматики сортировочных точек, авторегулировки движения подвижного состава и ограждающий устройств на жд переездах.