Износ рельсов
В процессе долговременной эксплуатации в рельсах могут активизироваться процессы, которые вызывают большое количество дефектов. Этому преимущественно способствует плохое текущее содержание пути, преждевременный износ и самопроизвольное разрушение металла.
Дефект рельсов – это любые изменения, которые идут в разрез с допустимыми нормами и приводят к сокращению срока службы рельсов. К ним относятся: трещины, поверхностные разрушения, различные виды износа, изломы, механические повреждения и деформации, а также коррозия. При превышении нормированных значений говорят о снижении контактной выносливости и износостойкости рельсов.
Отказ рельсов или их непригодность провоцируется дефектом, из-за которого становится невозможным пропуск составов и возникает потребность во введении скоростных ограничений. Такой отказ может быть неполным, когда, к примеру, возникают неровности на поверхности изделия волнообразного характера из-за проскальзывания колес локомотива.
Классификация дефектов и повреждений
Виды дефектов, образующихся в рельсах по мере нарабатывания тоннажа, приводятся в одноименной Инструкции «Дефекты рельсов…», утвержденной распоряжением РЖД под номером 2499р в октябре 2014 года. Здесь же приводится порядок определения типа дефектов, причин их возникновения и нарастания, а также приведены принципы выявления и дальнейшей эксплуатации рельсов с дефектами.
Эти требования являются обязательными к соблюдению всеми сотрудниками организаций, имеющих отношение к диагностике, эксплуатации и ремонтным работам верхнего строения пути. Задача – своевременно выявить повреждения в рельсах, определить их источник и вовремя предпринять меры для сохранения безопасности передвижения.
Все дефекты, приведенные в Инструкции, делятся на типы, в зависимости от сечения рельсов, их локализации и обстоятельств, обусловивших их создание. Каждый из них имеет свое цифровое обозначение с детальным описанием и изображением в каталоге документа. В зависимости от параметров и характеристик повреждений им дается оценка согласно уровням опасности для движения составов.
Остродефектные и дефектные элементы
В зависимости от предполагаемого уровня опасности приобретенных дефектов, все поврежденные рельсы делятся на:
- Остродефектные, т.е. представляющие непосредственную угрозу безопасности движения, когда прогнозируются разрушительные процессы под составом либо сход с пути;
- Дефектные – когда безопасный ход составов все еще возможен, но уже зафиксирована тенденция снижения рабочих свойств. Ограничение скоростей движения может потребоваться лишь в отдельных случаях.
К остродефектному типу рельсов относят таковые с трещинами, разрушениями в продольном и поперечном направлениях, отделениями головки либо части подошвы рельсы. Другими словами, этот тип рельсов включает в себя повреждения, которые могут вызвать непредвиденную деструкцию. Они непосредственно угрожают безопасности передвижения локомотивов, поэтому предполагают их немедленное изъятие из пути после выявления либо введение специального режима для пропуска составов до момента предполагаемой замены.
Дефектные рельсы не создают ощутимых препятствий для поездов, поэтому заменяются согласно предусмотренному порядку. До момента ликвидации дефектов они эксплуатируются с учетом нормативов Инструкции. Все это время за ними ведется визуальный контроль, который позволяет предугадать возможное изменение их размеров.
Для снижения темпов износа и повышения стойкости к воздействию различных факторов прибегают к закалке рельсов и улучшению химического состава стали изготовления.
Изъятие и вскрытие дефектных элементов
Порядок изъятия рельсов с дефектами из пути, в том числе, замена в плановом и первоочередном порядке (в течение двух недель), устанавливается с учетом категории пути, типа повреждения и масштабности его распространения (на поверхности подошвы, шейки или катания головки).
В зависимости от определенных условий и состояния пути, может применяться скоростное ограничение по дефектным рельсам. Срок обычно распространяется на период до простого устранения дефекта либо замены поврежденного элемента.
Если в результате дефектоскопирования были обнаружены внутренние повреждения, остродефектные рельсы подлежат вскрытию в обязательном порядке. Это необходимо для того, чтобы подтвердить код дефекта. Для долома рельсов привлекаются средства дистанций пути. Анализируя вскрытые дефекты, работник дистанции пути обращает внимание на источник повреждения, его локализацию и характер развития, после чего фиксирует на цифровой фотоаппарат.
Результаты процедуры заносят в специальный журнал и направляют наряду с подготовленными изображениями в центр диагностики для дальнейшего изучения.