г. Ростов-на-Дону, ул. Разина, 8, комната 6
Схема проезда

ЗАКАЗ ОБРАТНОГО ЗВОНКА

Спасибо! Скоро мы с Вами свяжемся!
закрыть
Спасибо! Товар добавлен в корзину.
Оформить заказ Продолжить покупки

История строительства железных дорог в России

Информация История строительства железных дорог в России
Дата: 12:05 22.05.2015

Говоря об истории железных дорог в России вспоминается знаменитое некрасовское: «Прямо дороженька, насыпи узкие. Столбики, рельсы, мосты. А по бокам-то все косточки русские…». Да, наша «железка» проложена по слезам и поту строителей Царскосельской дороги и по жизням укладчиков Трансиба. Она хранит тайны и удивляет неожиданностями. Но мы все равно любим ее, ибо она – наша гордость.

Первая железная дорога в России

А начиналась строительство железных дорог в России в 1834 году в Санкт- Петербургское горное ведомство пригласило знаменитейшего, в то время, инженера Франца Антона риттер фон Герстнера. Он первым приступил к постройке жд в Австрии и Чехии. Не мудрено, что именно этот человек стал родоначальников российской «железки».

Если отбросить высокий штиль, то сегодня его рекомендация Государю Николаю I звучала бы дословно так: «Нет такой страны в мире, где железные дороги были бы более выгодны и даже необходимы, чем в России, так как они дают возможность сокращать большие расстояния путем увеличения скорости передвижения».

Единственное, что смущало г. фон Герстнера, так это … российские зимы. Дабы убедиться, что стальные рельсы и деревянные шпалы перенесут наш суровый климат, для начала построили небольшую, ставшей в последствии знаменитой, Царскосельскую дорогу в 1836 г.

Царскосельская железнодорожный путь имел:

протяженность - 25 верст; ширину колеи – 182,5 см; cрок -1 год 8 месяцев.

Сам инженер водил паровоз из Царского села до Северной Пальмиры. Причем он отправился не только в первый рейс. Несколько дней г. Франс «служил машинистом». 

Поскольку, как известно, «все дороги ведут в Рим», колеи европейских жд полностью соответствовали ширине древнеримских повозок. Но что нам Рим? Мы сами Рим третий! И чтобы не «плагиатить» чужие размеры, решено была на наших дорогах сделать колею пошире. Так и грузов перевести можно больше, и пассажирам безопаснее да удобнее ехать. Ведь на узкоколейках «болтанка» сравнима с корабельным путешествием в легкий шторм.

Железная дорога и … Аляска

Как известно, мы запрягаем долго. Но уж коль поедем… С 1845 года в стране начали строить собственные паровозы и вагоны. Вторая половина века ХIХ вообще стала железнодорожным бумом. Строительство 1 железной дороги в России воодушевило «инвесторов» и к нему одна за другой стремились примкнуть частные компании.

Жаль, конечно землицу-Алясочку… Но деньги, вырученные за этот златоносный Клондайк, передали в специально учрежденный форд, ставший главным кредитором строительства российской «железки».

Поскольку жд дорога проходит не только по лугам и полям, но и реки пересекает, приходилось возводить мосты, что соединяло берега и развивало экономику. В Поволжье проложили «хлебную» дорогу. Выстелили военный и торговый путь в Азию Оренбуржской дороженькой.

Трансcибирская магистраль

В 1857 году для освоения Дальнего Востока да Сибири замахнулись на Транссиб. Который, кстати, признан грандиознейшим техническим достижением на рубежах веков ХIХ и ХХ. Да и то сказать, по скорости постройки и протяженности, этой магистрали до сих пор нет равных.

Только благодаря фонтанирующей энергии министра финансов, С. Ю. Витте Транссиб был построен. А П. А. Столыпин громогласно заявил в Думе: «…никакие крепости не заменят путей сообщения».

В русско-японскую войну по Транссибу перевезли 2 млн. военных с оружием, провиантом и остальным необходимых для победы российской державы.

Интересно, что концессионные инвестиции «раздеребанили» российские «железки» по частным рукам. И только Витте удалось выкупить большинство приватных акций, сосредоточив стратегически важный объект в руках государства. И уже в 1894 г дороги стали приносить прибыль.

Первый министр путей сообщения П. П. Мельников строил самые дешевые дороги, а С. Ю. Витте предложил принцип оплаты за проезд пассажиров и провоз грузов действующий и поныне – чем дальше, тем дешевле.

Железная дорога во время войны

Даже во время ВОВ строились железные дороги. От Воркуты до Северо-Печерска проложили полотно, по которому перевозили уголь, необходимый для металлургии. Знаменитая Волжская рокада обеспечивала всем необходимых Сталинградский фронт. Железнодорожная ледовая переправа от Шлиссельбурга снабжала блокадный Ленинград.

 Если бы стало возможным в один состав собрать все вагоны, проехавшие по ледовой переправе, то ими впору было бы четырежды обвязать Землю по экватору.

В послевоенные годы дороги строились в основном в братских республиках. А всесоюзная стройка, Байкало-Амурская магистраль (1974-1984 гг.), проложенная по территории России, дала толчок скорейшему освоению Сибири.

Сегодня в нашей стране также идет строительство железных дорог. Пусть не тысячной протяженностью, но все же прокрадывают. Чего стоит участок пути от Воронежа до Ростова-на-Дону, который позволит не пересекать дважды российскую границу, отправляясь на юг.

К 1917 году общая протяженность железнодорожного полотна в Российской империи составляла 70 260 км. Причем 30 % из них находились в частном владении. Даже сегодня на просторах страны успешно функционируют около 80 % построенных до революции железных дорог.

Садясь в вагон, мы не задумываемся, какой славный исторический «багаж» имеют железные дороги Росси. Но он существует, а значит, нам есть чем гордиться.

< назад






вверх