История Северо-Кавказской железной дороги
Как знать, если бы в ХIХ веке на донских просторах у реки Грушевки не нашли каменный уголь, была бы сегодня Северо-Кавказская железная дорога? А коль была бы, то, скорей всего, пожалуй, не такой…
Как возникла Северо-Кавказская магистраль
В сырой мартовский день года 1860, атаман Войска Донского послал военному министру нижайшую просьбу в виде рапорта, где высказал необходимость проложить жд ветку от станицы Мелеховской до Грушевских копий, дабы регион стал развиваться активнее, а уголь быстрее поступал крупным предприятиям.
В мае того же года Государь Александр II высочайше повелел – дороге быть! На будущий год, 2 апреля, у балки Тангаш, что в 2-х верстах от Новочеркасска, после торжественного молебна приступили к строительству «железки».
В 1863 году, 29 декабря открылась железнодорожная линия длиной в 66 верст. Она соединила Грушевку (Шахты) с Максимовкой (Каменоломни), Новочеркасском и станицей Аксайской. Отдельные ветки проложили к угольным копьям и пристани.Железные дороги Кавказа
На Рождество 1869 г великий князь Михаил Николаевич, наместник Кавказа, в записке попросил царя соединить Кавказ железнодорожной магистралью. Он предложил построить жд полотно на участке от Ростова-на-Дону (с ответвлением к морю Черному) до Владикавказа.
И император повелел: «… включить линию от Ростова до Владикавказа в сеть главнейших железных дорог и ᴨᴩᴎступить к ее строительству не позднее 1872 года». После проведения изысканий была построена небольшая часть нынешней Северо- Кавказской жд дороги, которая пересекла земли таких губерний и областей:
- Екатеринославской;
- Ставропольской;
- Донской;
- Кубанской;
- Терской.
Скромный коллежских асессор, Рудольф Васильевич Штейнгель, служивший на Царскосельской дороге, удивил многих. Он взял концессию на создание за 3 месяца акционерного общества Ростово-Владикавказской жд с последующей постройкой в 3 года линии Ростов-Владикавказ.
В результате между Батайском и Ростовом соорудили восьмиметровую земляную дамбу и пойменный каменный мост длиной в 533,4 м. А еще построили более 10 средних и крупных мостов и свыше двухсот малых.
За 3 года, как намечалось, жд Ростов-Владикавказ, построили. Ее первым управляющим стал В. М. Верховский. В 1979 году его сменил И. Д. Иноземцев.
Открытие движения по магистрали Ростов-Владикавказ началось 2 июля 1875 г.
Дорога Ростов-Владикавказ
В июле 1883 г правлением Общества Ростово-Владикавказской жд было направлено прошение о предоставлении концессии на прокладку ветки от Тихорецкой до Новороссийска. Уже в ноябре Кабмин дал добро и 25 декабря 1884 г дорогу переименовали во Владикавказскую.
В то время рельсы выпускали на двух заводах – Путиловском в Санкт-Петербурге и, как тогда он называли, железоделательном в Юзовке, что близ Донецка. Тяжелые стальные рельсы везли до места укладки пароходами от Новороссийска и Ростова, а уж дальше – по железнодорожной магистрали. Для производства шпал использовали только местный дуб.
И вновь были прошения, и снова получали разрешения. Так, участок за участком продолжалось строительство железной дороги. Уже в 1891 году дали добро на прокладку Петровской линии – от Беслана (через Грозный) до Махачкалы (тогда Петровска). 250 верст этой магистрали сдали в первый день года 1894.
Дороги и курорты Кавказских Минеральных вод
Параллельно строилась 60 верстная Минераловодская линия, соединявшая с главной дорогой курорты Пятигорска, Ессентуков и Кисловодска. Минераловодская «железка» послужила толчком к бурному развитию знаменитых кавказских курортов.
Примечательно, что рядом с кисловодским вокзалом построили здание курзала (курортного зала), где проходили концерты, собрания и др. крупные мероприятия. Так, сцена эта знавала себе Собинова и Шаляпина, Плевецкую и Давыдову. Да, имена…
Популярность курортов возросла настолько, что в 1912 году на Минераловодской линии появился второй путь.
Городская Дума Ставрополя в 1890 году обратилась в верха с просьбой соединить город со станцией Кавказской. Разрешение получили, но дело осложнялось тем, что геология грунтов и рельеф были достаточно проблемными. Но уже через 7 лет строительство жд под руководством М. Кербедза окончилось перерезанной красной лентой.
Бурный ХХ век
Война 1904 года, и последующая за ней революция, притормозили строительство магистрали. С 1901 по 1913 была построена единственная ветка длиной всего в 28 верст – от Батайска до Азова, принявшая пассажиров лишь в 1911 году.
В гражданскую войну магистрали Владикавказской дороги разрушили. Реконструкция и восстановление длились 10 лет. Только с 1929 года проложили новые участки:
- Туапсе-Сочи;
- Сочи-Адлер;
- Майкоп-Хаджох и т.д.
Позже, в 1970-х, 80-х началось активное строительство СКЖД. Северокавказская железная дорога создавалась небольшими «кусочками», видала периоды процветания и упадка.
Разросшись сегодня до магистрали-гиганта, проложенной от Черного и Азовского морей с запада, до Каспия на востоке, от Кавказского хребта с юга до Восточно-Донской гряды на севере, она по праву считается одной из лучших и надежнейших железных дорог страны. Вот такая она, очередная история железных дорог России.